Мысли на злобу дня преподавателя Нижегородской духовной семинарии иерея Анастасия Сухомлина.

Ошибки на пути к Вечной Жизни

alexandr menОтец Александр Мень в одном из последних своих выступлений на телевидении, в недалёкие от нас 80-е годы, говорил о том, что в Церкви Христовой существуют несколько проблем: безверие, то есть, обрядоверие (а также вера во всякого рода «церковные приметы»), младостарчество и грубое отношение к только что пришедшим в храм.
Не так давно в одном из Дальневосточных приходов отпевали молодую девушку. Она при земной жизни была довольно известной личностью, верующей христианкой. Всю свою сознательную жизнь она посвятила вокалу, что никак не отражалось отрицательным образом на ее веру. Даже, наоборот, последние её песни были посвящены Господу. Отпевание прошло по всем канонам православной церкви. Всё бы хорошо, но родственники девушки заказали кремацию. Священник, молодой выпускник духовной семинарии, как выяснилось в конце - царебожник, благословил родных и близких покойной на сожжение её тела в крематории. Какая-то старушка лет семидесяти, прислуживающая при храме уборщицей, шептала матери покойной, что «нужно покаяться пред императором, «великомучеником Николаем Вторым».
- Убили царя, покаяться надо всем в грехе убийства помазанника Божьего. Принести надобно чин всенародного покаяния во грехе убийства царя.
Примером еще одной проблемы, беспокоящей многих христиан, на которую указывал отец Александр Мень, - когда члены Церкви Христовой (постоянные прихожане) своим некорректным поведением по отношению к только зашедшим в храм Божий помолиться или просто поставить свечку отбивают всякое желание вступать на порог спасительного лона когда-либо еще. Представим следующую ситуацию. В молодой семье произошла ссора, грозящая разводом. В горе убитая морально девушка видит единственный выход из ситуации – просить слезно Бога сохранить семью, четко понимая, что по-человечески здесь не справиться, но только Тот, у Которого весь мир как на ладони может управить и вразумить. Может, поможет, может Он действительно существует, а если существует, то непременно поможет, - рассуждает на пути к храму супруга. Входя в притвор, запах ладана умиротворяет ее больную душу, горение свеч возводит ум и сердце к горе так, что хочется припасть ниц перед большим светлым образом Царицы Небесной с держащей на руках Богомладенцем. В это время справа стоящая бабушка грозно смотрит на внешний вид «захожанки». Слева же стоящий мужчина не выдерживает, как ему видится, такой вульгарности, и, подбегая к девушке, на повышенном тоне просит удалиться из храма. Можно представить, что творится в душе и так убитой горем. Какие выводы она сделает из подобной истории? Придет ли в храм еще? Вряд ли. Хорошо, если Господь управит чудесным образом, и тогда, быть может, она станет настоящей христианкой.
К сожалению, такие примеры становятся нормой. Здесь мы можем говорить об ошибках в общении и поведении, которые часто совершают церковные люди по отношению к пришедшим за духовной помощью в небесную лечебницу. Приходят по разным причинам, но чаще из-за переживаемого жизненного кризиса, искушений и различного рода тягостей. Последствия отказа от духовной помощи – духовная смерть. То есть, человек, выгнанный из храма и мучающийся впоследствии всю жизнь в грехах и язвах духовных, медленно умирает для Царствия Небесного. А кто всему виной? Не тот ли, который считает себя глубоко верующим и получает от этого уже наслаждение, впадая в прелесть? Не тот ли, который подобно Евангельскому фарисею стоял в передней части храма, бил себя в грудь и перечислял Богу, сколько раз постился? Как же это по-христиански недопустимо!
patriarch kirillПатриарх Московский и всея Руси Кирилл постоянно в проповедях и на научных конференциях говорит о запрещении среди прихожан грубого и формального подхода к людям, которые впервые переступили порог храма.
Если обратим внимание на сектантов, например, протестантского толка, то факт на лицо – большая посещаемость народных собраний. Одна из причин многолюдности как раз заключается в их приветливости к адептам новой веры, внимательности и благожелательности. Конечно, может быть, их улыбки – не результат искренности, а скорее «бомбежка любовью», но здесь прослеживается миссионерский подход, который для неофитов не может остаться незаметным. Ведь для любого, особенно пожилого человека, очень нужна поддержка и внимание, советы и элементарная помощь. Зачастую этих ценных качеств не хватает в семьях, в окружении друзей и знакомых. Поэтому вполне очевидно, что неофиты их чаще находят в среде сектантской. Для нас же православных это добрый образец поведения и общения, начиная от уборщиц и заканчивая настоятелями. Ведь от того, как встретить Образ Божий и Подобие в храме и что Ему предложить, зависит спасение того, кто пришел и того, кто встречает: оттолкнет ли он его или поддержит и станет посредником судьбоносной встречи человека с Творцом.
Господь Иисус Христос дал заповедь Своим ученикам, говоря: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…» (Мф. 28:19, 20). В этих словах содержится весь принцип миссионерского служения не только тех, кто в священном сане, но и тех, кто также составляет мистическое Тело Церкви – прихожан, активно участвующих в Евхаристической жизни. Их задача сводится к тому, чтобы из слов Спасителя научить основам веры христианской окружающих людей, дабы они потом крестились для Вечной Жизни. Иными словами, христианин призван небесным Владыкой к тому, чтобы на личном примере земного существования показать истинность, красоту и глубину православия. Именно поэтому в настоящее время на приходах стараются организовывать просветительские беседы или курсы, благодаря которым уменьшается количество прихожан, страдающих православным невежеством. Здесь можно получить необходимые знания, ответы на волнующие вопросы, а потом правильно передать их тем, кто приходит в спасительный корабль, плывущий по бурному житейскому морю к тихой гавани Христа Спасителя – Царство Небесное. К сожалению, одна из причин отталкивания людей от храма – наличие в Церкви православных невежд, которых сегодня немало. Зачастую они даже сами не знают истинной цели своего пребывания в лоне церковном, уже не говоря об этике приходского поведения в отношении к окружающим. Такие люди не способны быть миссионерами, они не могут передать благодатное единство с Богом, потому что оно отсутствует по разным причинам. Не может тогда идти речи о том, чтобы по заповеди Спасителя научить вере в Него, поскольку не являются светом мира и солью земли (Мф. 5:13,14). В таких людях обычно отсутствуют те чувствования Христовы, о которых писал великий из миссионеров на все времена и эпохи святой апостол Павел: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5–9). Но, как бы не было обидно, в большинстве своем вместо кротости и смирения слышится пафос ортодоксии, глупая гордость и ни с чем несравнимая прелесть. Не удивительно, что отталкивает людей от храма! Один человек сказал по этому поводу следующие слова: «Наелся я этой хамовитости и грубости в миру, думал, что в Церкви получу спокойствие для души: поддержку и любовь, но у вас еще хуже»… Вот проблема общая для всех нас сегодня. Вот область для миссионерской проповеди в настоящее время.

8 июня 2015 год